Что готовят на поминки 1 год меню

Что готовят на поминки 1 год меню

Содержание статьи

  • Как проводить поминки на 1 год
  • Какие молитвы читать на кладбище
  • Как считать девять дней со дня смерти

Православное поминовение усопших в первую очередь подразумевает молитву. И уже только после этого поминальный стол. Безусловно, сами похороны, 9 и 40 день – это не менее значимые мероприятия, на которые приглашают всех родственников, близких друзей, просто знакомых и коллег с работы. Однако на поминки в 1 год можно этого не делать, а провести день в молитве среди самых родных людей в семейном кругу. Также через год после печального события принято посещать кладбище.

Как провести поминки на 1 год?

Если человек при жизни был крещеным, ему заказывают заупокойное поминовение на Литургии. Молитва – это огромная помощь для людей, покинувших этот мир. Ведь по большому счету покойник не нуждается ни в памятнике, ни в шикарной трапезе, единственное, что может сделать близкий человек для его души — это читать молитвы и вспоминать его хорошие поступки.

Заказать Литургию в церкви можно вечером за день до поминок или утром в этот же день. Кроме всего прочего, поминают усопшего и за трапезой. В этот день принято готовить различные блюда: это обязательно суп, второе, и по желанию родственников готовятся любимые блюда покойного. Не забывают о блинах, киселе и выпечке.

В день поминовения смерти усопшего обязательно следует посетить его могилу. При необходимости там наводят порядок: подкрашивают ограду, сажают цветы, хвою (лучше всего приживается туя, она не растет вширь и не пускает корни, а растет только вверх). Если на могиле стоял временный памятник, то именно в год после смерти его заменяют постоянным.

Поминальная трапеза на поминках на 1 год

Разумеется, хозяева хотят угостить приглашенных людей повкуснее, но не стоит забывать и о православных постах. Так, если поминки пришлись на день поста, следует исключить запрещенные продукты и подавать на стол только те блюда, которые разрешены к трапезе.

За столом необходимо вспоминать усопшего, его хорошие дела и черты характера. Не стоит превращать поминальный стол в «пьяное сборище». Ведь слово «поминки» возникло от слова «вспоминать».

Первое блюдо, которое подают на поминальный стол — это кутья. Она представляет собой вареную рисовую или пшеничную крупу с медом и изюмом. Во время вкушения блюда думают об усопшем. Такая пища считается символом воскрешения, по традиции ее можно окропить святой водой.

Следующие блюда на поминальном столе, а именно суп, второе, могут быть любыми, в зависимости от вкусовых предпочтений усопшего или хозяев. Это может быть обычный куриный суп с лапшой или наваристый борщ, гуляш с макаронами или холодец, фаршированный перец или плов, лишь бы мясные блюда не были запрещены постом. В качестве выпечки можно подавать пирог с начинкой или блины.

Следует отметить, что дни поминовения необходимо встречать в хорошем расположении духа, быть в настроении и не обижаться на усопшего за то, что он покинул этот мир. Более того, правильным считается раздавать на поминки милостыню и одежду или другие вещи усопшего нуждающимся.

По православной традиции в память об усопшем устраивают специальные трапезы, на которых близкие поминают ушедшего дорогого человека за тихой беседой и молитвой за упокой его души. Это не простой обед. Обязательный обряд давно стал традицией, смысл которой – через употребление блюд просить прощения и успокоения душе покойного.

В чем заключается православная поминальная традиция?

Первый раз покойного поминают на третий день после смерти, когда, по представлениям православных, душа возносится к Богу. Второй раз родственники и знакомые собираются для поминовения через девять суток, чтобы душа при виде мук Ада покаялась в грехах и получила надежду на помилование и прощение. Молитвы родных на сороковины, помогают душе усопшего пройти самое главное испытание – высший суд, чей приговор может означать вечное блаженство в раю или бесконечные муки ада.

Поминки в определенные дни являются традиционным обычаем с давних времен. После погребения, вернувшись с кладбища и омыв руки и тело, поминками провожают душу усопшего. Третьи сутки — тот срок, когда происходит отрыв от всего земного и вознесение к небесному престолу. Не имеет значения место, где соберутся близкие, будет ли это домашнее мероприятие или организованная трапеза в кафе. Важно помнить, что поминки – это ритуал скорби по новопреставленному, а потому должен сопровождаться молитвой, а не распитием алкогольных напитков и громкими разговорами.

Сдержанности поведения на поминках после похорон и в другие дни вторит и меню. Не приемлемы признаки пиршества, а лаконичность оформления стола и разумное разнообразие приготовляемых блюд уместны.

Сервировка и подбор блюд

Прежде чем подробно остановиться на выборе блюд, стоит обратить внимание на сервировку стола. О соблюдении траурной и скорбной атмосферы знают все. Однако некоторые не догадываются о существующих правилах, которые желательно соблюдать:

  • на стол на поминки не ставят посуду, предназначенную для праздников и торжественных приемов. Едят из тех столовых приборов, которые используются в быту ежедневно;
  • скатерть не должна иметь орнаментов и разноцветных включений, которые будут отвлекать от мыслей и молитв;
  • если организовывать поминальную трапезу с наиболее полным соблюдением традиций, то следует обойтись без вилок и ножей. Наши предки старались избежать использования любых колющих предметов, которые, по их уверениям, могли представлять опасность для тела покойного.

Простой и строгий поминальный стол – одно из требований организации поминок. Меню составляют из простых и питательных блюд, которые полезны в обычные дни, а в период скорби придадут сил перенести утрату.

Что должно быть на поминальном столе

Продукты для приготовления тщательно отбирают, обращая внимание на качество и свежесть. Знакомая привычная пища по традиционным семейным рецептам и тихая беседа, посвященная воспоминаниям об умершем человеке – вот то, что в идеале представляет из себя православное поминовение.

При самостоятельном приготовлении необременительно будет сварить борщ, приготовить овощной салат, подать для поминания усопшего отварной картофель или вареники с капустой. В обычные дни в качестве мясного блюда подойдут котлеты. Сложно представить поминальный обед без духовых пирожков. Из напитков чаще всего варят кисель и компот. В дополнение к вышеперечисленной еде на поминки может быть подана нарезка из колбасы, сыра, свежих овощей или фрукты. Едят рыбу промышленной обработки либо пожаренную дома, а бутерброды включают в меню по усмотрению родственников.

Читайте также:  Самый простой и дешевый торт

Какие блюда обязательно готовить после похорон и на следующие поминки

В меню поминального обеда, организованного в соответствии с канонами православной веры, должны быть обязательно включены несколько блюд. Каждое из них несет определенную смысловую нагрузку, символически связано с перемещением души покойного в новое состояние.

Кутью на поминальный день готовят только из цельных зерен. Чаще всего берется смесь пшеницы и риса, замачивается на несколько часов и отваривается до консистенции мягких зерен. Сдабривают кутью маком, дроблеными орехами. Сладость духовного умиротворения в небесном царствии призвано показать добавление меда и изюма. Воскрешение, вечную жизнь символизируют зерна в кутье. Имеет значение не только обязательность присутствие блюд на поминальном столе, но и в какой последовательности их подают. Кутью ставят на стол в первую очередь. Каждый гость, принимающий участие в трапезе, съедает пригоршню кутьи, а затем продолжает трапезу.

Блины у православных присутствуют как символ возрождения, уходящий корнями в языческое представление о рождающемся каждое утро заново Солнце. Стараясь предать благодать воскресшей души, на поминальный стол готовят кисель. Завершающий скорбную трапезу овсяный, из ржаной или пшеничной муки кисель с молоком делают густым. Разрезанный порционно по количеству присутствующих за поминальным столом, он является скорее десертом, хотя в более жидком варианте может быть и напитком.

Напитки в меню поминального стола

Современный способ поминать алкоголем не только не приветствуется церковью, но и находится под строжайшим запретом для людей, знающих о символичности спиртного на столе в день похорон и традиционные поминальные даты, включая полгода и годовщину.

Истинно желающие душе умершего достичь небес на поминовении не распивают спиртные напитки. Любой гость, от близкого родственника до знакомого по работе или соседа по дому, должны понимать, что алкоголь усугубляет муки души усопшего. Наши православные предки верили, что включение алкоголя в меню поминок — это пожелание умершему тяжких мучений на пути к вратам Рая. Близких людей приглашают и угощают, накрывая стол обязательными поминальными блюдами и дополняя их едой по своему усмотрению, но наливать водку или вино будет неблагочестивым делом.

Принято подавать морс из ягод, приготовить лимонад по излюбленному рецепту. Можно поставить покупной сок, но домашний компот будет несравненно лучше. Несложно приготовить на поминки и узвар из сухофруктов. Необходимые ингредиенты всегда есть под рукой у хорошей хозяйки, их свободно можно купить в любое время года. На пяти-семилитровую кастрюлю берут:

  • 0,5 кг яблочной сушки;
  • 0,5 кг цельных или резанных сушеных груш;
  • 1 стакан сахара, причем делать сладким узвар не обязательно.

Для приготовления в кастрюлю достаточного объема наливают воду, ставят на огонь и пока вода закипает, моют сухофрукты. В кипящую воду кладут яблоки и груши, и когда узвар покипит на медленном огне около получаса, можно добавить сахар. При использовании меда, необходимо сначала остудить жидкость до комнатной температуры. Готовому узвару дают настояться в течение нескольких часов.

Следует понимать, что альтернативой вину и водке может служить множество полезных безалкогольных напитков. Они более уместны и в повседневной жизни, а тем более по скорбному поводу с его строгими ограничениями.

Чем поминать в пост

Уход из жизни близкого человека может случиться в период поста. Близкие не могут отменить выполнение своего долга и на девятый, и на сороковой день после смерти лишь по той причине, что обычные блюда приготовить нельзя.

В пост усопшего поминают с соблюдением традиций православной духовной культуры, но делают корректировку, исключая определенные ингредиенты, которые не едят в это время.

Меню на поминальный обед в пост особое. Кутью готовят без добавления сливочного масла. В тесто для блинов вливают воду вместо молока и не добавляют яйца. Остальные угощения можно так же приготовить постными и организовать ритуальную трапезу на достойном уровне.

Основные блюда не должны содержать мяса, но могут быть не менее вкусными при правильном подборе продуктов и соблюдении технологии приготовления. Из поколения в поколение передают хозяйки рецепт исконно русского постного борща, который по православной традиции вполне уместен для поминовения усопших. Не менее популярны щи с грибами, гречкой и квашеной капустой. Можно приготовить овощные салаты, заправив их растительным маслом, к гарниру из картофеля подать постные голубцы или фаршированный перец с грибной подливкой или морковные тефтельки. Гостям понравится пирог с капустой, пирожки с картофельной начинкой, луком и зеленью, фруктовые нарезки.

При подготовке меню самое главное правило — соблюдение сдержанности и скромности. Те, кто планирует роскошную трапезу со спиртными напитками, не вполне понимают смысла поминовения. Умершему больше нужны молитвы и память ближних для облегчения перехода к загробной жизни, чем поминальный обед с обильной едой и выпивкой. Может поэтому на 9 дней никого не зовут, но пришедших обязательно усаживают за стол и угощают.

Особенности скорбного стола на 9 дней

Спустя девять дней после смерти родственники и знакомые приходят сами, родным усопшего следует лишь сообщить, когда и где по православной традиции все смогут собраться для молитвы за душу умершего.

Меню состоит из простых по составу угощений, готовка которых дома не отнимет много времени и сил. На незваных поминках особенно не рекомендуется предаваться чревоугодию, так как сам смысл заключается в том, чтобы прийти без предупреждения, тем самым показать, что усопшего помнят. В благодарность родственники угощают гостей тем, что есть в доме. Скромность не является проявлением бедности. Так родные дают понять собравшимся, лучшая помощь усопшему – это молитва, а не сытный обед.

После традиционной молитвы в церкви на 9 дней домой приносят освященную кутью. Ею потчуют гостей в начале, а уже затем подают блюда, которые любил покойный при жизни. На горячее можно сделать борщ, лапшу или щи. Второе заменяют скромными закусками, помня об особенности прихода гостей на 9 дней без приглашения. Из напитков несладкий компот будет лучшим вариантом.

Читайте также:  Блюда из тыквы рецепты по дюкану

Алкоголя не должно быть на столе на поминках. Цель трапезы несколько иная, и готовят блюда скромнее, чем на поминки в день похорон. Поддержанию сытной едой в горестную минуту приходит на смену тихое поминовение ушедшего человека за скромными блюдами. Еду готовят так, чтобы то, что осталось, можно было разделить между пришедшими по окончании трапезы. В эту дату не произносят речей, не говорят плохих слов о покойном, так как критика и негативные воспоминания ускоряют движение души его к аду, которое начинается на девятый день и доходит до критического рубежа в сороковой.

Чем поминают на 40 дней и в годовщину

Традиционно поминальная трапеза на сорок дней после смерти была самой важной. Особая ответственность, возлагаемая на родственников, заключается в поддержке поминовением и молитвой души умершего, которой по православным канонам предстоит узнать решение относительно места дальнейшего вечного пребывания. На сороковые сутки душа заканчивает свой путь между землей и небесами, и предстает перед судом Божьим. В последний раз на земле происходит её прощание с бренным миром. Добрые слова, произнесенные в память о человеке, молитва с просьбами о прощении прегрешений способствует попаданию души умершего в Рай и вечному блаженству . Самое важное, что обязательно делают – молятся, заказывают Божественные литургии и участвуют в панихидах. Так поступают по истечении полугода, а затем и года после смерти.

На сороковины гостей собирают у покойного дома. В сервировке стола и оформлении интерьера соблюдают сдержанность и лаконичность. Помнят, что поминки нельзя превращать в обыкновенные посиделки с чревоугодием и алкогольными возлияниями. На поминках едят:

  • обязательные кутью и блины. Соблюдают последовательность подачи и вкушают блюда в установленной последовательности, помня их символический смысл: зерна попадут в землю, на следующий год прорастут, и это станет началом новой жизни. Поедание блинов, подобия возрожденного на восходе солнца, даст родственникам надежду на воскрешение души умершего;
  • после традиционного горячего блюда полагается подать мясо или жареной рыбу с гарниром в виде каши или картофельного пюре. В меню можно добавить холодные закуски, селедку, мясную и овощную нарезки;
  • салаты на поминках в основном постные: винегрет с фасолью и грибами, огурцы и помидоры, салат из капусты, моркови или отварная свекла с черносливом;
  • кисель, компот или узвар ставят на стол еще в начале трапезы, а в завершение поминального обеда подают духовые пирожки, которые присутствующие съедают и забирают с собой.

Оставшиеся блюда поминальной трапезы на сороковины, полгода и годовщину раздают соседям и знакомым, которые не были на поминках.

В современном мире можно наблюдать, как стираются и уходят в прошлое обычаи. Однако православную традицию поминать усопших чтят в каждой семье.

Меню русского поминального стола, его традиции и особенности

Среди ритуальных русских национальных застолий наиболее прочно удерживались в течение всего XX в. как при царской, так и при советской власти так называемые поминки — застолье, устраиваемое после погребения какого-либо лица для его родственников, близких друзей, а иногда и для всех тех, кто пришел на его похороны и провожал его до могилы. После кладбища близкие и знакомые покойному люди возвращаются по приглашению близких родственников в его дом, где их обычно уже ждет приготовленный стол.

В советское время это был либо холодный стол, либо ужин с одним горячим блюдом, либо (если поминки устраивались учреждением) — холодный фуршетный стол. Разумеется, в течение XX столетия состав пищи, блюд во время таких поминок чрезвычайно сильно менялся и в целом, как правило, отражал состояние кулинарных возможностей и всего общества, и конкретной семьи. Важным считалось пригласить и накормить людей, а вот чем, в каком количестве, в каком составе или при каком меню, — это уже вовсе не входило в соображения устроителей. Таким образом, поминальный обед или поминальный ужин совершенно терял, утрачивал свой ритуальный кулинарный характер и превращался в обычный обед или ужин, устраиваемый родственниками, чтобы отблагодарить людей, пришедших на похороны их близкого. Вот почему ели и пили все, что в данный момент смогла достать и выставить на стол конкретная семья.

Между тем, русский поминальный стол (будь то обед или ужин) традиционно должен состоять из обязательного и определенного числа и состава блюд.

Классическое меню поминок, независимо от того, устраиваются ли они сразу же после похорон или же на девятый или сороковой день, состоит из одного и того же стабильного состава блюд, подаваемых в строго определенном порядке. Именно этим поминальный стол резко отличается от всех других форм и категорий еды. И в этом его глубокое значение, выделяющее его из обычного ряда застолий.

Между прочим, поминальный стол имеет еще одно традиционное русское название — «горячий», что прямо указывает на то, что замена поминального стола «холодным закусочным», а тем более фуршетным, является грубым нарушением правил этого вида застолья. Это нарушение прямым образом затрагивает и лишает значения сам смысл еды на поминках как выражение уважения памяти покойного. Вот классическое, традиционное, правильное меню поминального стола:

Блины. Они могут подаваться с маслом (сливочным), сметаной, семгой или лососиной и икрой — красной, зернистой или паюсной. Все эти традиционные «приклады» зависят исключительно от индивидуального достатка и вкусов устроителей. Но блины должны быть обязательно, причем именно дрожжевые, а не какие-нибудь блинчики.

Щи. Речь идет о классических русских капустных щах. Из какой капусты будут сделаны эти щи — свежей или кислой, квашеной, будут ли они богатыми или постными (то есть с мясом или без него), свежими или суточными, — все это опять-таки решается индивидуально в каждом конкретном случае. Но щи должны быть непременно и приготавливаться по-настоящему, а не заменяться борщом или иным супчиком.

Пироги могут быть также любые, с любой начинкой — мясные, капустные, луковые, картофельные, рыбные, грибные. Но они должны быть непременно. Тип поминальных пирогов может быть любым. Более того, чем больше представлено на поминках пирогов разных типов, тем лучше. Это могут быть подовые, жирные мясные пироги, многослойные кулебяки или легкие пироги из слоеного теста, они могут быть и из простого кислого теста, из ржаного или пшенично-ржаного теста на закваске.

Читайте также:  Заварное пирожное с белковым кремом фото

Единственным строгим требованием ко всем типам и видам пирогов, подаваемых на поминках, является то, что они обязательно должны быть закрытыми, а также несладкими, поскольку сладкие пироги всегда делаются либо открытыми, либо решетчатыми, а также потому, что они служат ритуальными пирогами для дней радости — в дни рождения, свадьбы, юбилеев и т. п., в то время как в дни скорби должны употребляться только закрытые пироги. Уже одно это создает правильный, приличный случаю погребения, сдержанный фон всего застолья, что и должен почувствовать человек, даже не сведущий в любых правилах, условностях и церемониях.

Жаркое. Это блюдо — кульминация поминального застолья. Оно может быть приготовлено из любого мяса или домашней птицы и снабжено, как правило, скромным овощным гарниром, чаще всего картофельным или овощным пюре, поскольку пюре удобно разделить на сравнительно большое число лиц. Реже и, так сказать, беднее, когда в виде гарнира подаются каша или макароны (вермишель), но в XX в. эти замены можно считать допустимыми, особенно для массовых «пиршеств», как продукты, имеющие в основе зерновое (мучное) сырье.

Кисель. Заключительное блюдо на поминках, носит крайне важное ритуальное значение. Его нельзя исключать из меню поминального стола ни при каких обстоятельствах. Даже в случае чрезвычайной бедности покойного, когда разрешается ограничивать и сокращать поминальный стол до минимума. Этим минимумом должны оставаться два блюда: первое — блины и последнее — кисель. Кисель должен быть обязательно кислым и растительным, то есть клюквенным, брусничным или, на худой конец, яблочным, крыжовенным, смородинным, но только не молочным! Это связано как с ритуальным, языческим смыслом поминальной пищи, так и с учтенным еще в древности, на базе многовекового опыта, чисто кулинарным смыслом этой гастрономической процедуры. Дело в том, что тяжелая мучная и мясная пища легко и хорошо усваивается и перерабатывается в кислой среде. Вот почему за тяжелыми блинами обязательно следуют кислые щи, а за пирогами и жарким — кисленькие кисели.

Питье во время поминок. На поминках, если они ритуально правильны и культурны, разумеется, предусмотрены определенные каноны и для употребления напитков. К сожалению, в последние десятилетия XX в. поминки превратились в своего рода повод напиться «в честь покойника». Это, конечно, неверно. Употребление алкогольных напитков, как и всей остальной поминальной еды, ритуально, подчинено четким правилам. Первое блюдо — блины — предваряется одной рюмкой чистой водки (примерно 50 г), которую должны выпить все присутствующие в память об усопшем. И на этом в ходе классических поминок употребление водки (или коньяка) как крепких алкогольных напитков, собственно, кончается. Далее на протяжении всего застолья употребляются пиво, брага, квас, а к жаркому, особенно если оно из птицы, подается красное виноградное вино. Но водка, после первой всеобщей рюмки, демонстративно должна быть убрана с поминального стола.

Этот особый характер поминального русского застолья, однако, полностью забылся, игнорировался и нарушался. Между тем, он полон смысла: в момент скорби все должны сохранять трезвость мысли и действий, а также не имеют морального права оскорблять память покойного неприличной формой поведения (пьяным видом).

Как видим, меню и характер еды на поминках, выработанные у русского народа в XVII—XIX вв., подвергались в течение XX в. систематическому нарушению и искажению как в силу утраты опыта предыдущих поколений, так и в силу крайней некультурности подавляющего большинства населения, которое не связывает характер поминальной еды со смыслом данного события и смотрит на поминки лишь как на повод для попойки, встречи со знакомыми и на форму благодарности этим знакомым за их близость или прошлое содействие в чем-либо покойному лицу.

Другая причина искажения поминального застолья в XX в. — это общая утрата кулинарных навыков, привычка пользоваться готовыми или полуготовыми промышленными пищевыми продуктами. Вот отчего на поминальном столе появились колбаса, консервы, шоколад, конфеты, совершенно не подобающие данному событию.

Если внимательно вглядеться в поминальное меню, представленное выше, то станет совершенно очевидно, что в его состав входили основные русские национальные блюда, требующие ручного приготовления из сырых продуктов при помощи печи или плиты (блины, щи, пироги, жаркое, кисель).

А именно эти блюда к концу XX в. совершенно исчезли из состава семейного стола большинства средних советских, и в том числе русских семей, особенно в городах. Эти блюда требуют, конечно, не только хороших кулинарных навыков, но и времени, возни, а при наличии большого числа участников поминок — чрезвычайно большого количества посуды. Вот почему настоящие поминки фактически должны ограничиваться лишь крайне близким кругом родственников и друзей. Только тогда они могут быть осуществлены по-настоящему правильно — как в ритуальном, так и в кулинарном отношении. Только тогда они смогут сохранить нужную данному событию атмосферу и иметь для семьи и ее самых близких серьезное национально-воспитательное значение. А в этом изначально и состояла цель устройства и троекратного повторения поминок — воспитывать будущие генерации в семейно-партриархальном национальном духе, ненавязчиво, но последовательно и определенно устанавливать связь и преемственность поколений, по крайней мере, в сфере усвоения и поддержания национальных традиций.

Ныне, к концу XX в., такая связь, честно говоря, полностью утрачена. И именно это прискорбно и заставляет нас в конце XX в. напоминать тем, кто будет продолжать русский народ в XXI в., о забытых, растерянных и искаженных правилах и канонах русского национального поминального стола. Право, это наследие далеких предков не грех и восстановить, и сохранить, и перенести в XXI в. По крайней мере тем и для тех, кто хотя и равнодушен к «родным могилам», но хочет быть хорошим кулинаром или желает сохранить один из важных «уголков» русской национальной кулинарии и иметь случай вспоминать о нем хоть несколько раз в жизни, при печальном расставании со своими «предками» или близкими друзьями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector